Новоиерусалимское подворье

Официальный сайт Воскресенского Новоиерусалимского Архиерейского подворья г. Казани

"Вавилонская башня" смыслов Питера Брейгеля Старшего

Образ Вавилонской башни широко распространён в искусстве самых разных видов. Однако картина Питера Брейгеля Старшего занимает главенствующее место среди визуальных воплощений этого библейского образа. Согласно Библии, после всемирного потопа потомки Ноя рассеялись по земле Сенаар и вскоре самонадеянно принялись за возведение высоченной башни, которая по их замыслу должна была достать да уровня Бога. Но дерзкому начинанию не суждено было сбыться: Бог наслал на людей страшную кару – разделение языков. Утратив возможность общения и понимания, люди оставили строительство Вавилонской башни, а мир стал с тех пор мультикультурным.

Работа Брейгеля отличается замысловатой композицией, имеющей не одно толкование. По одной из версий, художник передал идею развития строительной техники. Неслучайно, на переднем плане представлен ручной труд, следом в ход идут длинные жерди для перемещения каменных плит. Первый уровень башни строится с использованием блоков, к возведению второго привлекаются довольно мощные строительные краны. Существует и ещё одна особенность, порождающая аналогии с современностью художника. В образе царя Нимрода, наблюдающего за ходом стройки, Брейгель воплотил черты Карла V, жестокого и гордого правителя XVI века.

На переднем плане мы видим царя Нимрода, кто, собственно, и объявил тендер на строительство башни. Деньги выделены — надо проинспектировать (не было же тогда веб-камер и всех этих технологий, чтобы заказчик мог удаленно наблюдать за строителями и подрядчиками). И вот Нимрод приехал на стройку, простые люди, естественно, падают ниц.

Огромное сооружение должно было стать архитектурным вариантом Колизея, но из-за невозможности понимать друг друга, строители выстраивают некое нагромождение уровней, башня выглядит непрочной и в любой момент может обрушится на возгордившихся людей. Выбрав Колизей архитектурным прототипом, Брейгель иносказательно проводил аналогию между местом казни первых христиан и империей Габсбургов. Художник придерживался протестантизма, сторонники которого преследовались под натиском католичества. Если внимательно присмотреться, можно обнаружить внутри Вавилонской башни постройку, напоминающую замок Святого Ангела в Риме. Этот замок долгое время был резиденцией католических пап и закрепился в сознании людей как символ могущества католической веры.

Искусство и Живопись17.06.2020, 944 просмотра.

Приём записок и пожертвований в Новоиерусалимскрое архиерейское подворье г. Казани.

Дорогие братья и сестры, наши прихожане и друзья подворья! Для того, чтобы подать заказную или простую записку о здравии или об упокоении, подать сорокоуст, заказать сугубое прошение на Литургии, заказать панихиду или литию по усопшим, оформить в нашем подворье годовое или вечное поминовение, — можно воспользоваться сайтом на портале нашего подворья, который мы используем уже больше 5 лет. Ваше поминовение будет осуществлено на Литургии в ближайший богослужебный день.

Закреплённая запись 05.09.2021

Последние новости и анонсы

Таинство Соборования

16 марта 2024 г.

Дорогие прихожане и соратники! В дни Великого поста, ради утешения тем из нас, кто страдает душою и телом, в нашем Новоиерусалимском подворье будет совершаться Таинство Соборования (Елеосвящения), в следующие дни:

Открылся Гуманитарный центр.

15 марта 2024 г.

На территории Новоиерусалимского архиерейского подворья открылся Гуманитарный центр. Он расположен сбоку архиерейского дома, в подвальном помещении.

ГОТОВИМСЯ К РОЖДЕСТВУ

14 декабря 2023 г.

Совместными трудами учащихся семейных классов, их родителей и сотрудников Новоиерусалимского подворья нарядили сегодня напротив Воскресенского храма уличную ель, под которой будет установлен Рождественский Вертеп.

Расписание Богослужений

ПнВтСрЧтПтСбВс